. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. 1. Пояснения для учителя.. Изложением » На льдине» продолжаеться работа над повествованием .На основе рассказа Б.Житкова ученики убеждаються в том ,что для текстов повествовательного тип речи характерены такие оссобености : их содержание состовляет действие в своем развитии – от начала и до его завершения .В общем виде повествовательный текст отвечает на вопросы: что? где? когда? как? В основе повествования находиться какой-либо случай ,факт или событие.Это и определяет композиционую схему: 1
Сообщение о месте и времени происходящего . 2. Указание на действующие лицо. 3. Сообщение о том,как развиваеться действие. 4. Сообщение о завершении действия.
Так как в повествовании говориться о событии, т. е. о том, что совершаеться или совершалось,то текст насыщен глаголами,обозначающими движение и состояние, и другими язоковыми средствами,указывающими на смену действий,на динамичность содержания.. Изложение «На льдине» несколько сложнее предыдущей работы: ученики будут воспринимать текст на слух,без раздаточного материала. Сложнее и язык текста,несмотря на кажущую простоту. Усложняет работу присутсвие диалога. Нужно обьяснить его назначение: он приближает действие к читателю,обостряет восприятие содержания,передает динамическую ситуацию боллее взволновано и наглядно.Таким образом, диалог, как и попутное описание, служит повествованию, подчеркивает, выделяет действие,обогощает его красками.
Текст рассказа велик для одного изложения.Поэтому он поделен на две части, и по каждой из них возможно выполнение изложения. Рассказ читаеться полностью и полностью разбираеться,болле подробно – та часть,по которой намечено выполнить работу.. Помимо обьяснения повествования как типа речи , продолжаеться обучение детей, точному выбору слова, уместному использованию однородных членов, предложения по цели высказывания и передоваемой интонации,особенностями использования прямой речи.. Нужно, чтобы учащиеся хорошо поняли идейную направленность рассказа: в беде, как бы ни было трудно,нельзя терять самообладания; в нашем обществе никогда не забывают о помощи тем, кто оказываеться в трудном положении. Не случайно один из сборников Б. Житкова, куда входил рассказ «На льдине», получил название «Помощь идет!».. Борис Степанович Житков (1882 – 1938) до того, как стать писателем,много путешествовал и видел немало разных стран
Ему было что рассказать своим читателям, поэтому он был «очень наблюдательным и бывалым человеком» . Он сменил много профессий, но литературное творчество стало его главным занятием. «В эту профессию он шел с головой, и стало ясно, что все прежние профессии были, так сказать, ступеньками к этой, единственной». «Именно такого бывалового человека, «умельца» , влюбленного в путешествия, в механику, в технику и сочетавшего эту любовь с талантом большого художника, не хватало детской литературе тогда».. Один за другим выходили его рассказы и очерки: «Над водой», «Компас», «Про слона», «Про обезьянку», «Метель», «Пудя», «Как я ловил человечков». Позже из этих и других рассказов составились книги.. Борис Житков восхищался теми людьми, кто умел хорошо и красиво работать
Он и сам был таким человеком – если что – то делает, то делает надежно, верно, на совесть. Так он и книги свои создавал – старательно и серьезно. Он писал для детей, чтобы они знали больше, были умнее, и это требовало от него безупречной точности, ясности и простоты. Житков даже о самых сложных событиях писал доступно, понятно и увлекательно.. «В сущности, самые простые слова, — писал С. Я.Маршак, — обладают наибольшей силой, если читатель воспринимает их с той свежей непосредственностью, какая свойственна поэтам и детям.Чехов полушутя противопоставлял всем вычурным описаниям моря простейшее его определение: «Море было большое».. Уместно здесь добавить, что это определение А
П. Чехов прочел в детской,школьной тетради.. Надо научиться понимать, понимать, что точность изображения, сдержанность без надуманных украшательств и есть та истинная,настоящая красота, к которой нужно стремиться. И это не только в языке, не только в литературе, — это вообще в жизни.. Маршак С. Я. Письмо А
М. Горькому от 9 марта 1927 г. // Собран. Соч. М. 1972 – Т. 8 .- С
94. Чуковский К. Современик . – М., 1967. – С. 87.. Маршак С
Я. Воспитание словом. — М., 1961. – С. 87. 1. Определите тип речи прочитанного текста.Докажите свое мнение
2. Какое,по вашему мнению.основное занятие колхозников? Какой их колхоз, чем он занят? 3. Как вы представляете зимний лов рыбы? Обьясните,почему у А. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» про старика рыбака сказано,что он закинул невод,а в рассказе Б. Житкова – стали запусукать сети. Почему так говорят: то закинуть (забросить) сети, то запустить сети? 4. Чем опасна рыбная ловля зимой? Почему опасен ветер? 6
Чему учит рассказ и что он утверждает, какую норму нашей жизни? 7. На какие две части можно разделить рассказ? Как можно их озаглавить?. 6. Составление примерного плана.. 2. Зимний лов рыбы на море. 2
Беда. 1. Ожидание рыбаков. 2. Помощь пришла.. 6. Чтение и языковой разбор текста.
Зимой море замерзло. Рыбаки всем колхозом собрались на лед ловить рыбу. Взяли сети и поехали на санях по льду. Проехал и рыбак Андрей, а сним его сынишка Володя.. Андрей с товарищами заехалыл дальше всех. Наделали во льду дырок и сквозь них стали запускать сети День был солнечный,всем было весело. Володя помогал выпутывать рыбу из сетей и очень радовался,что много наловилось
Уже большие кучи мороженой рыбы лежали на льду. Андрей сказал: — Довольно, пора по домам. В обзаце сказано коротко о многом.Эта языковая сдержанность созвучна деловым сборам колхозников, уходящих на опасный зимний лов.. Рассказ открываеться просто: Зимой море замерзло. Прочитав эти три слова, сразу видиш широкий простор моря и чувствуеш что холод, а звучание трех звуков невольно напоминаетзвонкий скрип снега под ногами.. Даллее сообщаеться о том, что сделали колхозники, -дело, видно, обычное, и останавливаться подробно на нем ненадо. Только вот дважды повторяеться слово лед: собрались на лед ловить рыбу и поехали на санях по льду
Казалось бы, можно и не повторять: раз собрались ловить рыбу на льду, то и поехали по льду, это само собою, но Житков не уходит от этого повторения, давая тем самым понять, что, отправляясь на такую рыбалку,люди подвергают себя опасности. А тут еще об Андрее с товарищами сказано: заехал дальше всех.Тепреь мы почти убеждены,что что –то случиться.. Кстати,заметим: Андрей с товарищами заехал, а не заехали. Глагол –сказуемое в единственном числе, что подчеркивает ведущую роль Андрея.. Смотрите, как экономно написано: всего несколько предложений. А мы почувствовали даль, и холод, и опасность. Но и дальнейшее нас не успокаивает, хотя и говориться о солнечном дне и о том, что всем было весело
Мы уже обеспокоены ожиданием возможной беды.. А тем временем автор знакомит нас с работой людей, используя для этого только самые необходимые слова: наделали дырок, помогал выпутывать рыбу, набросали кучи мороженой рыбы.. Отверстия во льду, которые прорубили рыбаки, зовуться майнами, и об этом Житков, конечно, знает, но неупотребляет этого слова, так как оно потребует обьяснения: ведь рассказ пишеться для детей. И даже прорубями или лунками эти отверстия не называет, а просто дырками,- в этом, очевидно, сказываеться и то, что на происходящее писатель глядит немножко глазами Володи и тех ребятишек, для рассказ и написан. Имейте в виду, что рассказ написан давно, в 1928 году. Тогда дырки во льду не сверлили коловоротами, как сейчас, а прорубали пешнями (пешня похожа на копье, только наконечник длиннее и тяжелее, а древко, рукоятка, наооборот короче). Поэтому нельзя писать «насверлили дырок», а нужно: наделали, закинули, продолбили.
Нужно учесть, что ыбаки запустили сети через сделанные дырки. Нельзя в данном случае говорить «закинули», «забросили», потому что это не летний, а зимний лов.. Какую рыбу ловили, мы тоже не знаем, да нам это и не очень важно, но вот по рыбе мы чувствуем, какой сильный мороз был: Володя помогал выпутывать рыбу из сетей, в немного времени спустя она уже становилась мороженой.. Все повествоние носит отпечаток будничного,привычного дела, и, видимо, оттого здесь много коротких простых предложений, а если и встречаються сложные, то они самые обыденные и тоже небольше.. Во всем абзаце только один случай прямой речи. Мы знаем,что писатель вводит прямую речь в том случае, когда она особенно важна для развития действия или для характеристики действующих лиц.. Такая необходимость появляеться в конце абзаца
Конечно, колхозники говорили много и во время сборов на рыбалку и во время самой рыбной ловли. Не молчал и Андрей. Но писатель из всего, что могло быть сказано, выбирает только самое важное, самое существовенное. Так входят в рассказ очень значимые для него слова Володиного папы: Довольно, пора по домам. Если их заменить косвенной речью, то заметно уменьшится зесомость непосредственного сообщения. Попробуем проверить: Володин папа сказал, что уже довольно ехать по домам. Нетрудно заметить, что при этом исчезла та тревога, какую мы чувствовали до этого в голосе рыбака Андрея
А кроме того,потерялся и сам Андрей, он стал каким – то безликим. А вот его слова Довольно, пора по домам, очень немногие и веские, помогают нам яснее увидеть этого рыбака. Андрей, понимаем мы, привык руководить людьми, он уверен , что его послушуються, вот почему его речь немногословна, чуть –чуть небрежна, походит на команду. Он не просит, не советуеться, а распоряжаеться: по домам ( это звучит так же, как все по местам). Повеление будет звучать не так строго, если его употребить без предлога: пора домой.. Но все стали просить, чтобы остаться ночевать и с утра снова ловить. Вечером поели, завернулись поплотней в тулупы и легли спать в санях.
Люди признавали в Володином отце своего руководителя, поэтому стали его просить остаться. Житков не пишет о том, что он согласился, это видно из последующего: люди поели и легли спать. Некоторые из вас ошибаються в употреблении слова обратно. Используя его там, где нужно обратиться к словам опять, снова. Обратно означает двигаться в противоположном направлении (заметьте ,что обратно, оборот, оборотиться, наоборот –родственные слова). Поэтому нельзя говорить : «обратно лечь спать», «обратно дождь идет», «обратно ловить». Это грубая ошибка
Нужно: снова (опять)лечь спать, снова ловить и т.п.. Автор написал поели, а не поужинали: какой тут ужин, просто сидели в санях и ели на морозе. В такой холод и хлеб на воздухе долго держать нельзя –замерзнет.. Не каждый знает, как спят зимой под открытым небом. Вот почему писатель сказал об этом подробно: завернулись поплотнеев тулупы и легли спать в санях. Тулуп –это длинная овчинная шуба с высоким воротником, а в санях есть сено, значит, будет тепло, можно и уснуть. Легли в санях, а не в сани –это значит легли поглубже, чтобы было потеплее.
Есть в этом отрывке понятный всем глагол ночевать, но употреблять его надо умеючи. Ночевать –значит провести ночь, а каждая ночь кончаеться утром, поэтому нельзя писать «переночевать до утра» или «ночевать до утра».. Вдруг ночью вскочил и закричал:. -Товарищи,вставайте! Смотрите, ветер какой! Не было бы беды!. — Почему нас качает?- закричал Володя.. — Беда! Нас оторвало и несет на льдине в море.. Все рыбаки бегали по льдине и кричали:
Прямая речь позволяет нам живо увидеть людей в трудный для них час, почувствовать их тревогу. В словах Андрея мы отмечаем обращение, стоящее на первом месте. От этого слово товарищи получает подчеркнутую значимость. Даллее автор приводит те возгласы, которые наиболее полно выражают смятение и страх людей. В этих возгласах все нарастаети нарастает тревога. Все возгласы тревожные, а последний –это уже крик отчаяния,крик человека, потерявшего надежду на спасение. Как видим, порядок предложений тоже учтен писателем.
Тревога, суматоха, волнение не могут не отразиться и на речи рыбаков. Прямая речь –это восклицательные предложения,только один Володя задал вопрос.. Следует заметить, что авторские пояснения к прямой речи во всех случаях одиннаковы: закричал, крикнул, кричал. Ели накануне, прекращая лов, отец сказал, т. е. произнес спокойно, то теперь кричат все: и отец , и другие рыбаки, даже Володя. Это не только потому, что люди возбуждены и страшно велика опасность, но и потому, что сильный ветер и трудно услышать друг друга.
Вот, кажеться, совсем небольшая «хитрость» писателя, а как она помогает выразить многое в немногих словах. Это и есть искусство писателя –»описывать с возможной полнотой при возможно меньшем затрате слов».. Днем ветер стал еще сильнее, волны набегали на льдину, а кругом было только море. Володин папа связал из шестов мачту,привязал на конце красную рубаху и поставил, как флаг. Все глядели, не видать ли где парохода. От страха никто не хотел ни есть, ни пить. А Володя лежал в санях и смотрел в небо: не глянет ли солнышко
И в друг в проталине между туч Володя увидел самолет и закричал:. Все стали кричать и махать шапками.. Вторая часть текста начинаеться кратким, но выразительным описанием природы. Оно не случайно: нужно полнее показать надвигающуюся на людей беду. Автор выбирает для пейзажа только три признака: сильный ветер, набегающие на льдину волны, море кругом. Простота слов круго мбыло только море невольно напоминает нам такое же простое определенние –Море было большое. Не всегда природа прекрасна и притягательна красива, ее могучая стихия бывает ужасной.
Но Володин папа находит в себе силы искать путь к спасению. О его деловых последовательных действиях автор говорит подробно: не сделал мачту, а связал, причем связал из двух шестов (а шесты у них были для запуска сетей), не просто привязал, а привязал на конце мачты , и не рубаху вообще, а красную, и мачту поставил, как флаг. Предложение с однородными сказуемыми связал, привязал, поставил, хорошо передает уверенные, умелые действия Андрея.. И, как следствие этого, все стали глядеть , не видать ли где парохода. Состояние обреченных людей было крайнее. Житков нашел возможность сказать о нем косвенно и коротко, но выразительно: никто не хотел ни есть, ни пить.. В конце абзаца –прямая речь
Радость Володи так велика, что он должен был повторить: «Самолет! Самолет!» Ивсе тоже стали кричать, хотя летчик и не мог их слышать.. С самолета упал мешок. В нем была еда и записка: «Держитесь! Помощь идет!» Через час пришел пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу. Это начальник порта узнал, что на льдине унесло восьмерых рыбаков. Летчик нашел рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти.. С самолета спасения Житков тоже рисует кратко, называя лиш главные действия и обьясняя самое необходимое. Он не говорит о том, как снижался самолет, как он гудел, как проходил над льдиной,- он пишет лиш о результате, потому что это сейчас главное.